Спобособность

Чтение слов

К этой способности Вы более склонны, чем 85% населения

Процесс чтения не есть нечто постоянное, он изменяется под влиянием цели чтения: как и в любой деятельности, читающий стремится получить результат наиболее экономным путем. И чем опытнее читающий, тем успешнее он справляется с этой задачей: он читает по-разному, его чтение характеризуется гибкостью.

Описание

При чтении глаза читающего движутся вдоль строки, но не плавно, а скачками: остановками (пауза/фиксация) — скачок — остановка — скачок и т.д. При упомянутых условиях опытный чтец делает на строке 4 — 6 остановок, длительностью около 0,2 секунд каждая. Сумма времени всех остановок глаз составляет время чтения (на долю движения глаз приходится 5% времени), исходя из которого вычисляется скорость чтения. Скорость чтения в учебном процессе обычно измеряется количеством слов, прочитываемых за одну минуту (сл./мин).
За время остановки читающий воспринимает отрезок строки, превышающий одно графическое слово. Пока окончательно еще не установлено, что именно определяет размеры этого отрезка, но уже известно, что одним из основных факторов является его семантика. Поэтому условной единицей восприятия при чтении принято считать слово, поскольку оно является минимальной графической единицей, наделенной значением.
Восприятие слова завершается его узнаванием, т.е. соотнесением его с определенным значением, что требует воссоздания его слухомоторного образа, так как в долговременной памяти слова хранятся в первую очередь как слухомоторные комплексы. Зрительное восприятие поэтому всегда сопровождается проговариванием воспринимаемого; при беглом чтении про себя оно осуществляется во внутренней речи и носит свернутый характер.
Для узнавания слова опытному чтецу достаточно его общей конфигурации и 3 — 4 отчетливо видимых букв (остальные буквы во время остановки глаз попадают в зону периферийного зрения).
Перечисленные процессы происходят одновременно, при этом воспринятый материал сразу же подвергается смысловой переработке не нескольких уровнях: значение слова соотносится со значениями других и устанавливается его связь с ними и его контекстуальное значение, слова объединяются в синтагмы, которые также соотносятся друг с другом и объединяются в предложения (суждения), последние, в свою очередь, — в единицы более крупного порядка, например, смысловые куски, они — в целостное законченное речевое произведение. Минимальной единицей, передающей наряду с лексическим значением и определенные смысловые отношения, является синтагма, поэтому ее принято считать за единицу смысловой переработки (хотя фактически читающий может оперировать и более крупными единицами).
Смысловая переработка основывается не только на уже воспринятом материале. Читающий все время как бы забегает вперед, предвосхищает еще не воспринятое им сенсорно, строит гипотезы о том, что последует дальше. Предвосхищение (вероятностное прогнозирование) проявляется также на разных уровнях — на вербальном (языковом) и смысловом. Вербальные гипотезы распространяются как на отдельные слова, так и на их сочетания (синтагмы) и на общую структуру предложения: по нескольким буквам прогнозируется все слово, по началу синтагмы/предложения — вся синтагма/все предложение (действие фразового стереотипа). Они возможны благодаря наличию у читающего лингвистического опыта. Смысловые гипотезы строятся в отношении фактов, событий и т.д., которые последуют в тексте дальше. Этот прогноз основывается, с одной стороны, на уже понятых фактах текста, а с другой — на имеющемся у читающего жизненном опыте, его осведомленности в данной области и т.д.
В процессе смысловой переработки читающий не просто устанавливает факты, изложенные в тексте: он выделяет среди них более существенные, обобщает их, соотносит друг с другом (организует), оценивает, интерпретирует), приходит на их основе к определенным выводам. Все это требует как работы памяти, так и самых разнообразных мыслительных операций — сравнения и обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации и т.д. Другими словами, процесс понимания — сложная мыслительная деятельность, включающая и мнемическую.

Рекомендации

В современную эпоху информации чтение действительно является одним из основных навыков для выживания. Вот десять советов, которые каждый может использовать для улучшения своих навыков чтения.
1. Вам не нужно быть великим читателем, чтобы понять смысл. Некоторые люди читают быстро и все запоминают. Другие читают медленно и несколько раз, чтобы запомнить всю информацию. На самом деле это не имеет значения, если во время чтения вы получаете ту информацию, которую искали.
2. Знайте, зачем вы читаете. Вы читаете для развлечения или для того чтобы чему-то научиться? Определите, почему вы читаете что-либо, прежде чем начать, и вы значительно улучшите свое понимание и усилите удовольствие от чтения.
3. Вам не нужно читать все подряд. Не каждый журнал, письмо или электронное послание, полученное вами, содержит необходимую информацию. На самом деле, большая часть из этого — просто мусор. Выбросьте это, проигнорируйте или удалите. Просто сделав это, вы получите в два раза больше времени для чтения чего-то действительно важного или полезного.
4. Вам не нужно читать все подряд из того, что вы уже читаете. Читаете ли вы каждую статью каждого журнала или каждую главу каждой книги? Если это так, то вы, вероятно, тратите много времени, читая то, что вам не нужно.
Будьте разборчивы: выбирайте только те статьи, которые важны для вас. Не обращайте внимания на остальные.
5. Сканируйте, прежде чем начнете читать. Посмотрите на оглавление, темы заголовков, подписи к фотографиям и т. д. Это поможет вам определить: есть ли у вас реальный интерес к чтению этого;
какую информацию вы вероятнее всего получите из чтения этого.
6. Расставляйте приоритеты по чтению. Вы не можете прочитать все сразу (и не хотите). Если это важно, прочтите это сейчас. Если это не важно, пусть это подождет.
7. Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас.
8. Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.
9. Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.
10. Практикуйте. Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.

Интересные ссылки

Ссылки на источники