Спобособность

Чтение

К этой способности Вы более склонны, чем 49% населения

Чтение — комплекс когнитивного процесса для получения смысла (понимание текста). Средство для усвоения языка, коммуникации, информации и идей. Как и все мировые языки, этот комплекс взаимодействует с текстом и читающим, у которого формируется предварительные знания, опыт и отношения, в котором находится человек. Процесс чтения, требует постоянной практики и развития. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа.

Описание

Как известно, становление устной речи, наблюдается на самых ранних этапах развития человека (до 2-3 лет), в то время как формирование письменной речи – чтения и письма, происходит существенно позже и основывается уже на установившихся связях нейронных комплексов. Процесс чтения носит обратный характер по сравнению с функцией письма. Он начинается с последовательного восприятия системы письменных знаков (графем, слов, предложений). Необходимо расшифровать эти знаки, понять значение отдельных букв и слов, объединить их в более крупные единицы информации - целые фразы и текст, удержать их в оперативной памяти и соотнести друг с другом, выделив сложные семантические единицы. Психологическое строение чтения характеризуется взаимодействием двух уровней - сенсомоторного и семантического. Первый состоит из звуко-буквенного анализа и удержания получаемой информации в оперативной памяти. Этот уровень обеспечивает скорость, точность и объем восприятия. Второй, семантический, уровень обеспечивает понимание значения и смысла информации, использование смысловых догадок, сличение возникающих гипотез с исходным материалом. Оба уровня тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга.
Чтение относится к самым новым в эволюции рефлекторным функциям, которые осваиваются в процессе специального обучения. В его осуществлении основное значение имеют наиболее поздно формирующиеся отделы коры головного мозга, в основном теменно-височно-затылочная область левого полушария. Кроме того, эти функции становятся возможными при тесном взаимодействии зрительного, слухового и двигательного анализаторов, а также при достаточном уровне развития сложных произвольных действий (движения глаз по строкам текста и т.д.). Учитывая всю сложность процесса чтения, можно выделить целый ряд структур мозга, его обеспечивающих. Во-первых, необходима сохранность четких зрительных образов буквенных знаков и умение соотносить оптические представления букв с их акустической и речедвигательной характеристиками. Эта функция обеспечивается теменно-затылочными отделами коры мозга в левом полушарии. Следующий элемент чтения - акустическое восприятие звуков - осуществляется вторичными зонами височной области левого полушария. Динамика речевого процесса связана с работой нижних отделов премоторных зон левого полушария. Теоретические положения доказывают, что локальные поражения мозга являются основной причиной нарушения навыков чтения на родном языке. Интерпретировав данные, полученные А.Р. Лурия, применительно к чтению на английском языке, мы получили следующие результаты.

Рекомендации

В современную эпоху информации чтение действительно является одним из основных навыков для выживания. Вот десять советов, которые каждый может использовать для улучшения своих навыков чтения.
1. Вам не нужно быть великим читателем, чтобы понять смысл. Некоторые люди читают быстро и все запоминают. Другие читают медленно и несколько раз, чтобы запомнить всю информацию. На самом деле это не имеет значения, если во время чтения вы получаете ту информацию, которую искали.
2. Знайте, зачем вы читаете. Вы читаете для развлечения или для того чтобы чему-то научиться? Определите, почему вы читаете что-либо, прежде чем начать, и вы значительно улучшите свое понимание и усилите удовольствие от чтения.
3. Вам не нужно читать все подряд. Не каждый журнал, письмо или электронное послание, полученное вами, содержит необходимую информацию. На самом деле, большая часть из этого — просто мусор. Выбросьте это, проигнорируйте или удалите. Просто сделав это, вы получите в два раза больше времени для чтения чего-то действительно важного или полезного.
4. Вам не нужно читать все подряд из того, что вы уже читаете. Читаете ли вы каждую статью каждого журнала или каждую главу каждой книги? Если это так, то вы, вероятно, тратите много времени, читая то, что вам не нужно.
Будьте разборчивы: выбирайте только те статьи, которые важны для вас. Не обращайте внимания на остальные.
5. Сканируйте, прежде чем начнете читать. Посмотрите на оглавление, темы заголовков, подписи к фотографиям и т. д. Это поможет вам определить: есть ли у вас реальный интерес к чтению этого;
какую информацию вы вероятнее всего получите из чтения этого.
6. Расставляйте приоритеты по чтению. Вы не можете прочитать все сразу (и не хотите). Если это важно, прочтите это сейчас. Если это не важно, пусть это подождет.
7. Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас.
8. Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.
9. Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.
10. Практикуйте. Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.

Интересные ссылки

Ссылки на источники