Личностное качество

Агрессия

Это качество более свойственно Вам, чем 61% населения

Агрессивное поведение — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Описание

Существует безусловная связь агрессивности и противоправных действий. Агрессивное поведение часто перерастает в юношеском возрасте в асоциальное поведение со стойкой оппозицией к воспитательным мерам и конструктивному взаимодействию. Криминальные действия наиболее часто совершаются в возрасте от 14 до 24 лет. Пик агрессивных проявлений у детей приходится на начало пубертатного криза, сопровождающегося реакциями эмансипации, самоутверждения, отрицания семейных и общественных ценностей. Чаще эти отклонения отмечаются у подростков с невысоким интеллектом, которые слабо усваивают школьную программу, противопоставляют себя общественной морали, легко фиксируются и застревают на отрицательных переживаниях с чувством безысходности. Нарушенное поведение может сочетаться с депрессивными аффектами, страхами, искажённой структурой личности. Агрессивные действия могут быть способом эмоциональной разгрузки. Ослабление роли и позиций родителей, разрыв с ними усугубляет проблемы. Уход от дисциплинарного давления семьи создаёт иллюзию свободы, но приводит лишь к накоплению отрицательного социального опыта, отсутствию перспективы в развитии. Неоднократные и безуспешные попытки родителей справиться с асоциальными поступками ребенка при формирующейся психопатии лишь подтверждают мнение, что истинные психопаты не проходят стадий эмоционального развития, необходимых для выработки чувства вины, сочувствия и угрызений совести. Прогноз неблагоприятен при повторяющихся агрессивных и противоправных действиях, неадекватной сексуальной активности.
Агрессивные девочки интеллектуально выше, а агрессивные мальчики скорее интеллектуально ниже. У мальчиков имеется тенденция к открытой, физической агрессии. У девочек – к скрытой, вербальной агрессии. В большинстве случаев в реализации агрессивных импульсов проявляется индивидуальная направленность, она ориентирована в основном на объект, с которым сложились нарушенные отношения.
Генетические различия вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению. Часть генетических нарушений, являются общими для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности).

Рекомендации

Работу по коррекции агрессивного поведения надо начинать с анализа биологических, психологических и социальных факторов, приведших к формированию проблемы. Сложность заключается в том, что с жалобами в 99% случаев обращаются родители и близкие, которые становятся жертвами агрессивного поведения. Пациент в большинстве случаев отрицает проблему или ищет виновных в ближайшем окружении, оправдывая себя и смягчая тяжесть поступка. Кроме того, предложения профессиональной помощи наталкиваются в значительном числе случаев на неспособность пациента и его окружения понять смысл такового контакта. К сожалению, традиционные лечебные учреждения редко могут предоставить необходимые условия для систематического психологического и психотерапевтического взаимодействия, не говоря уже о возможности влияния на макро- и микросоциальную среду. Реализовать адекватное терапевтическое воздействие в условиях закрытых учебных учреждений также практически невозможно, так как принудительные меры воспитания способны лишь закрепить агрессию и окончательно разрушить социализацию. В таких условиях патологическая субкультура только усиливается, а декларируемые воспитателями ценности не воспринимаются. Наиболее целесообразен принцип совмещения лечебной, психологической и социальной помощи с отказом от репрессивных мер.
Профилактика агрессивного поведения у детей: гармоничные отношения в семье (мощный антиагрессивный фактор), формирование адекватных интерперсональных отношений в детских коллективах, своевременное лечение заболеваний, которые способствуют развитию агрессивного поведения.

Интересные ссылки

Ссылки на источники